Чеховчанка-инфо – информационно-развлекательный портал

«Каланчевская заноза»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
Путеводитель по Курскому ходу Московской железной дороги
Дорогие читатели, мы начинаем цикл публикаций с историческими справками, фактами, интересными наблюдениями. Цикл "Путеводитель по Курскому ходу Московской железной дороги" включает в себя все железнодорожные станции от Каланчевской и до самого города Чехова. Все публикации ранее были напечатаны в газете "Московский железнодорожник".
...Поезд давно отправился от Курского вокзала, но позади осталось немало интересного. «Каланчевская заноза», например, впившаяся в оживленный городской перекресток...
Строительство этой ветки было обусловлено необходимостью соединить «островную» Нижегородскую дорогу, не связанную с другими магистралями рельсовым путем, для переброски туда подвижного состава, поступавшего из Европы. Ее проложили в сентябре 1860 года через малолюдную тогда Каланчевскую площадь, для проезда гужевого транспорта поставили два шлагбаума, керосиновые фонари и домик переездных сторожей. Большую часть времени шлагбаумы стояли открытыми - движение по ветке было нечастым. Сама же эта невеликая ветка - всего 6 км - задворками да садами прошла мимо места, где позднее встанет Курский вокзал. И быть бы ей разобранной, дабы «местность Москвы привести в прежний вид», да строитель первой магистрали Петербург-Москва Мельников, назначенный главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, активно занялся строительством дороги на юг России. И начало будущей Южной (впоследствии Московско-Курской) дороги он наметил именно у этой соединительной ветви, близ улицы Земляной вал, у нынешнего Путейского тупика. Так соединительный отрезок стал постоянным, затем двухпутным, а отчуждение земли под него потребовало указа императора Александра II. Под снос попало два десятка частных владений - свыше 150 строений: конюшни, сараи, цветочные оранжереи... Владельцы запросили около 600 тысяч рублей за свое имущество. И только купец Николай Варенцов, владевший участком с прудом на углу Старой Басманной и Земляного Вала ни за какие деньги не хотел уступать. Он даже на аудиенцию к императору пробился, но вынужден был все-таки съехать, как москвичи XXI века из Бутово, хотя их-то земли отчуждались отнюдь не для «государевых нужд».
В доме Варенцова обосновалось Управление Московско-Тульской дороги (так одно время именовалась во время строительства Московско-Курская), и только в 1899 году оно переехало в специально построенное здание, которое до сих пор высится на Старой Басманной улице, только занимают его иные организации. После сноса «гнезда» Варенцова на его месте появилась трехэтажная железнодорожная амбулатория, переоборудованная позже в поликлинику Курского отделения дороги.
В конце XIX века власти Москвы, по согласованию с МПС, активно использовали соединительную ветвь как часть самой настоящей внутригородской железной дороги - для доставки пассажиров с вокзала на вокзал и организации  пригородного движения. В 1903 году городская управа потребовала от Московско-Курской дороги улучшить условия движения на Каланчевской площади, упрятав соединительный путь в туннель. Но денег, как всегда, не нашлось, и тогда дорога представила эскизный проект замены переездов путепроводом. С небольшими изменениями он дожил и до наших дней. Хотя не раз предлагалось заменить насыпь металлическими опорами, а вместо Никола­евского вокзала возвести один громадный Центральный вокзал. У архитекто­ра Щусева даже был проект этой громадины. Но городские власти посчитали абсурдной саму идею вокзала, через который проходили бы все пассажирские поезда узла. Но идею легкой эстакады признали нужной. Однако к началу Первой мировой войны дорога с эстакадой не управилась. И до наших дней осталась от тех работ только подпорная стена, выходящая на привокзальную площадь Казанского вокзала. А «заноза» остается...
Источник: газета «Московский железнодорожник» №32, от 11 августа 2006 года. 
Автор: Юлиан Толстов,  историк-архивист

Печать E-mail

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

expertnoemnenie410x90

Кто имеет право на кредитные каникулы?

Кто имеет право на кредитные каникулы?

Как снимать предметы для блога?

Как снимать предметы для блога?

Почта России против почты Мексики

Почта России против почты Мексики

Впитываю сердцем восточный базар

Впитываю сердцем восточный базар

Copyright © 2014 Чеховчанка-инфо. Информационно-развлекательный портал г. Чехова. Все права защищены.

При полном копировании любых материалов портала chehovchanka-info.ru указание активной гиперссылки на портал является обязательным, при частичном использовании материалов портала ссылка в конце текста является также обязательной. Информация, опубликованная на портале "Чеховчанка-инфо" - справочная, популярная или основанная на личных впечатлениях и мнениях авторов и не является полным руководством к действию. За содержание информации, размещенной на правах рекламы, за достоверность ответов онлайн-консультантов Администрация портала ответственности не несет. Все авторские права на авторские материалы и изображения принадлежат их законным правообладателям или Администрации портала.
  Веб-студия «LANCIO» – создание и продвижение сайтов.

f  v  TwitterIcon  photo insta

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100