«Каланчевская заноза»
Путеводитель по Курскому ходу Московской железной дороги
Дорогие читатели, мы начинаем цикл публикаций с историческими справками, фактами, интересными наблюдениями. Цикл "Путеводитель по Курскому ходу Московской железной дороги" включает в себя все железнодорожные станции от Каланчевской и до самого города Чехова. Все публикации ранее были напечатаны в газете "Московский железнодорожник".
...Поезд давно отправился от Курского вокзала, но позади осталось немало интересного. «Каланчевская заноза», например, впившаяся в оживленный городской перекресток...
Строительство этой ветки было обусловлено необходимостью соединить «островную» Нижегородскую дорогу, не связанную с другими магистралями рельсовым путем, для переброски туда подвижного состава, поступавшего из Европы. Ее проложили в сентябре 1860 года через малолюдную тогда Каланчевскую площадь, для проезда гужевого транспорта поставили два шлагбаума, керосиновые фонари и домик переездных сторожей. Большую часть времени шлагбаумы стояли открытыми - движение по ветке было нечастым. Сама же эта невеликая ветка - всего 6 км - задворками да садами прошла мимо места, где позднее встанет Курский вокзал. И быть бы ей разобранной, дабы «местность Москвы привести в прежний вид», да строитель первой магистрали Петербург-Москва Мельников, назначенный главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, активно занялся строительством дороги на юг России. И начало будущей Южной (впоследствии Московско-Курской) дороги он наметил именно у этой соединительной ветви, близ улицы Земляной вал, у нынешнего Путейского тупика. Так соединительный отрезок стал постоянным, затем двухпутным, а отчуждение земли под него потребовало указа императора Александра II. Под снос попало два десятка частных владений - свыше 150 строений: конюшни, сараи, цветочные оранжереи... Владельцы запросили около 600 тысяч рублей за свое имущество. И только купец Николай Варенцов, владевший участком с прудом на углу Старой Басманной и Земляного Вала ни за какие деньги не хотел уступать. Он даже на аудиенцию к императору пробился, но вынужден был все-таки съехать, как москвичи XXI века из Бутово, хотя их-то земли отчуждались отнюдь не для «государевых нужд».
В доме Варенцова обосновалось Управление Московско-Тульской дороги (так одно время именовалась во время строительства Московско-Курская), и только в 1899 году оно переехало в специально построенное здание, которое до сих пор высится на Старой Басманной улице, только занимают его иные организации. После сноса «гнезда» Варенцова на его месте появилась трехэтажная железнодорожная амбулатория, переоборудованная позже в поликлинику Курского отделения дороги.
В конце XIX века власти Москвы, по согласованию с МПС, активно использовали соединительную ветвь как часть самой настоящей внутригородской железной дороги - для доставки пассажиров с вокзала на вокзал и организации пригородного движения. В 1903 году городская управа потребовала от Московско-Курской дороги улучшить условия движения на Каланчевской площади, упрятав соединительный путь в туннель. Но денег, как всегда, не нашлось, и тогда дорога представила эскизный проект замены переездов путепроводом. С небольшими изменениями он дожил и до наших дней. Хотя не раз предлагалось заменить насыпь металлическими опорами, а вместо Николаевского вокзала возвести один громадный Центральный вокзал. У архитектора Щусева даже был проект этой громадины. Но городские власти посчитали абсурдной саму идею вокзала, через который проходили бы все пассажирские поезда узла. Но идею легкой эстакады признали нужной. Однако к началу Первой мировой войны дорога с эстакадой не управилась. И до наших дней осталась от тех работ только подпорная стена, выходящая на привокзальную площадь Казанского вокзала. А «заноза» остается...
Источник: газета «Московский железнодорожник» №32, от 11 августа 2006 года.
Автор: Юлиан Толстов, историк-архивист